Минераловодский филиал: Образовательная деятельность
В настоящее время в Минераловодском филиале сформирована и адаптирована инновационная технологическая схема организации учебного процесса, демонстрирующая преимущества учебных заведений учреждений занятости.
Наименование этапа | Содержание |
1 – превентивный | Профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выбор оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации. Диагностическое исследование мотивации и профессиональной направленности. Изучение личностных особенностей и профессиональной пригодности. |
2 – психологический | Ознакомление с профессиограммами и учебными программами. Выбор профессии и курса обучения. Использование в учебном процессе технологий профессиональной и производственной адаптации, психологическое сопровождение процесса профессионального обучения. Внедрение в учебные программы курса «Психология и профессиональная этика» |
3 – учебный | Круглогодичный цикл обучения. Содержания обучения ориентировано на запросы работодателей. Формирование системы в организации учебного процесса. Внедрение в учебную практику инновационных, в том числе мультимедийных и дистанционных, технологий, форм и методов обучения. Создание современной учебной базы и эффективной инфраструктуры. Методическое сопровождение учебного процесса, внедрение системы тестирования и контроля знаний. Организация семинарских занятий по изучению основ предпринимательской деятельности. |
4 – адаптационный | Приобретение обучающимися навыков активного самостоятельного поиска работы, самопрезентации, преодоление последствий длительной безработицы, повышение мотивации к труду, формирование активной жизненной позиции. Использование в процессе профессионального обучения учебного курса «Технология поиска работы», организация практики (производственной практики), проведение открытых экзаменов с приглашением работодателей для отбора выпускников на вакантные рабочие места. Проведение занятий по социальной адаптации и психологической поддержке. |
В данной схеме промежуточные продукты деятельности каждого этапа нацелены на конечный результат. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения осуществляется круглогодично, преодолены все виды образовательно-педагогического формализма, учебные группы состоят из граждан различных категорий: молодежь, женщины, инвалиды, граждане пенсионного возраста, граждане уволенные в результате сокращения штата или ликвидации предприятий, объединенных общей целью — адаптация к рынку труда и последующее трудоустройство. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, оказание образовательных услуг организациям, отдельным гражданам производится по учебным планам и программам учитывающим особенности контингента обучаемых и запросы работодателей.
Работа учебного заведения по спроектированной технологической схеме демонстрирует его роль как эффективного инструментария в реализации активной политики занятости населения. Все это приводит к тому, что услуги учреждения становятся востребованными не только клиентами службы занятости, но и работниками предприятий, организаций, отдельными гражданами. Профессиональное обучение безработных граждан имеет социальный и экономический эффект направленный на повышение мотивации к труду экономически активного населения.
В учреждении систематически проводится работа по формировании банка эффективных технологий и средств обучения, необходимых для организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения (компьютерных мультимедийных обучающих программ, средств открытого, гибкого, дистанционного обучения, научной, учебной и методической литературы и т.д.). В работе филиала используется более 940 мультимедийных дисков с учебной информацией по наиболее востребованным направлениям профессиональной деятельности. Мультимедийные программы, разработанные для нужд учебного центра по заказу Министерства труда и социального развития Российской федерации при участии НПК «Генезис знание», являются уникальными по своему содержанию, позволяя повысить качество учебного процесса. Внедрение мультимедиа технологий является одним из ключевых моментов информатизации образования. Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный учебник.
Использование информационных технологий дают большую степень усвоения материала учащимися. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Основной целью применения мультимедиа являются развитие творческих способностей учащихся через интерактивность, которая раскрывает познавательные способности. Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.
Наряду с мультимедийными технологиями в учебном центре внедрены формы дистанционного профессионального обучения (рис. 1). Применение дистанционных образовательных технологий являются особо актуальными в отдаленных сельских местностях, а также для организации обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до трех лет. Сформированная в модельном учебном центре учебная база (стоимость основных средств 4,6 млн. руб.) позволяет формировать информационную образовательную среду, обеспечивающую реализацию образовательных программ, в отдаленных территориях Ставропольского края, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам. Учебный центр в полной мере обладает возможностями образования взрослых по очно-заочной, краткосрочной и индивидуальной формам подготовки, которыми не всегда обладают образовательные структуры, привлекаемые к обучению безработных лишь по стечению обстоятельств, без четко установленных ориентиров, целей и задач.